Кнопка поделиться
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
ruen
Переключатель цвета
ru / en
Переключатель цвета
Кнопка поделиться
Nørbak

Nørbak: Пиренейское будущее

Nørbak (наст. имя Арту́р Морейра) — восходящая португальская и уже мировая звезда techno, прекрасный продюсер и dj с очень мощным оригинальным звучанием и желанный диджей любой качественной техно-вечеринки. Рождённый в конце 90-ых, он как будто впитал в себя их ритм, но добавил к ним свою современную мистико-сомнамбулическую атмосферу и особые гипнотические текстуры.

Не так часто в наше время попадаются настолько успешные, плодовитые и талантливые артисты. К 23 годам Артур уже издался чуть ли не на всех лучших лейблах техно-мира.

Чувствуем, что за Норбаком будущее как минимум португальской сцены, если не всего Пиренейского пространства. 2019 год доказал, что это максимально вероятно, просто потому, как быстро вырос его стиль и как быстро он стал уверенным в своих силах.

Лейблы: PoleGroup, Warm Up, Semantica, AXIS, Illegal Alien, Att Series, Edit Select, Modularz, Attic Music, Dynamic Reflection, MindTrip, Soma, Faut Section, Circular Limited

В 2019 году присоединяется к португальскому независимому коллективу и лейблу Hayes

Кажется, в свои 23 года Nørbak — самый вероятный преемник, чтобы стать одним из главных, если не главным продолжателем «испанской техно-школы». Судя по некоторым релизам его первой волны, он был готов продолжить непоколебимое рефлексивное «психологичное» «испанское звучание», которое около 10 лет выковывали артисты PoleGroup/Warm Up и сам испанский демиург — Оскар Мулеро. Но Артур пошёл своим путём. Последние его работы звучанием начали напоминать звучание Оскара — трудно избежать притяжения испанского дона Мулеро — но тем не менее Норбак всё-таки идёт своей дорогой. Об этом говорит и лейбл HAYES, которым управляют он и его единомышленники, и управляют очень успешно.

Судя по всему, сейчас в Португалии — и вероятно на всем Пиренейском полуострове — нет молодого артиста такого же уровня, как Норбак, и который был бы настолько многообещающим и настолько оригинальным. Nørbak дошел до топ-лейблов всего за два года.

Два года назад он был ещё только очень интересным новичком, и семимильными шагами шёл к топ-лейблам. И дошёл всего за два года.

Теперь же он закрепи за собой звание восходящей техно-звезды в хорошем смысле. Полноформатный альбом Flesh to Ashes на Warm Up после невероятного sci-fi EP 2018 года — Faktor. Недавний релиз на могучем MORD. Но даже это не самое удивительное. Совсем недавно Норбак исследовал галактику техно-человека Джеффа Миллза — и приземлился на его неповторимом лейбле AXIS. Исследование закончилось альбомом на 12 треков. Этот «аксисовый» релиз мы ждали с особенным нетерпением, т.к. sci-fi techno — это то, что не даёт нам покоя уже давно.

Интересно увидеть Норбака через 10-20 лет.

Оцените эту работу для Illegal Elien. Всего-навсего второй релиз начинающего артиста. Уже тут слышно начало собственного стиля и звучания — плавающая атмосфера на заднем плане, которую мягко то вызволяет, то приручает фильтр и примитивный полиритмичный блип. И конечно, минимализм — всего несколько инструментов, но какой впечатляющий подтекст.

Однажды мы решили полистать его инстаграм. Начало: 25 апреля 2016 года. Пара фотографий простого подростка: обеды с близкими, позирование на фоне пейзажа, выше пара фотографий за пультом в каком-то темном помещении.

И вот 12 ноября выступление в португальском Gare Porto. Еще всего лишь через пару публикаций, 31 июля — анонс Tresor New Faces, а уже 24 августа — первое выступление по ту сторону решетки. Lux Fragil, Family Club и… всё дальше и всё выше.

Затем уже выступления на одних событиях с Джеффом Миллзом, Freddy K, Dax J, Jonas Kopp, Ben Sims. Поддержка от Dasha Rush, Svreca, Headless Horseman, Sigha и многих других крупных артистов. Уже через полгода его псевдоним на афишах печатают одной величины с псевдонимом Oisel — напротив и на одном уровне.

Стремительно.

Дальше уже нет смысла называть имена тех, кто оценил молодой португальский метеор.

Сам Норбак, по-видимому, наслаждается временем и получает удовольствие от возможности быть в мировой techno-семье, учиться у лучших из лучших. Один за одним отличные релизы на таких лейблах, на которых не каждый артист за 15-20 лет карьеры выпускается даже в компиляции.

Illegal Alien, Affin, Edit Select, AXIS, PoleGroup, Warm Up, Faut Section, Modularz, Soma, Semantica, Float, Granulart, MindTrip, Evod, ATT Series, Dynamic Reflection, Attic Music, MORD

Список обескураживает, и это всего за два года. Конечно, за этим годы практики, упорной работы, когда Артур часами сидел в студии, день за днём экспериментировал, сдавался, снова начинал сначала, и наконец выковал свой собственный стиль.

С 2016 года Nørbak развивал свой особый стиль techno: тёмный, но не в модном смысле, глубокий и невероятно гипнотический. Здесь нет страсти 145 bpm, здесь интеллектуальный макрокосм, сплетённый с человеческой рефлексией.

В своих редких эмбиентных работах Норбак будто указывает на коридор, по которому слушающий сам устанавливает связь с Демиургом на другом краю вселенной. Стоит послушать их, это очень хорошие работы.

Есть в его звучании первой волны нечто от шаманизма, которым отличается любопытный и интересный техно-продюсер из Львова — Svarog. Не случайно у них с Норбаком были совместные работы.

Звучание первого этапа Норбака не агрессивное, но всегда сжатое и как бы настороженное. Ощущение, будто за этим эмбиентным спокойствием кроется какой-то сгусток силы — уже подконтрольной, не такой, которая бездумно сметает всё на пути, но такой, которая не позволяет лишнему или ненужному вторгаться в личное бытие.

Сейчас это уже полностью зрелое звучание. Кажется, Артур уже точно знает, как он «звучит и резонирует» внутри, какие приёмы и элементы максимально точно отражают его сущность, на каком языке в нём говорит его техно-нутро. Нынешний стиль немного отличается от первого этапа. Скорость немного возросла, эмбиента стало меньше, зато больше абстракции и стало больше агрессии, но всё равно она не дикая, а скорее задорная. Кроме того, что приёмами звучание немного напоминает Мулеро, в треках есть и нечто от артистов, вроде Truncate, Endlec, ну и работа с интересными молодыми артистами из HAYES даёт о себе знать.

Есть у Норбака вторая сторона — эмбиент. В начале пути он делал несколько проб в этом направлении, но дорогу нашел именно в techno, хотя эмбиентные пробы тоже хороши.

Вот пример его эмбиент-сета. Отличная подборка треков, замечательное аккуратное сведение — сет скорее для домашнего прослушивания. Хочется закрыть глаза, сбросить тело, раствориться в частицах бытия и вернуться к состоянию бога, чтобы творить миры по своему произволу.

Nørbak @ Alinea A
(Jul 11, 2019)

Простота треков Норбака завораживает, особенно его первого этапа. Ему удавалось концентрировать сгустки силы внутри треков и при этом не делать их агрессивными и слишком быстрыми. Есть еще в его треках какая-то сжатость, настороженность и как бы выжидательность, которая отдаленно напоминает интроверсию Стива Бикнелла. И при этой мнимой сжатости, треки Норбака всегда широкие, в них много пространства.

Каждый трек звучит как бы в нескольких планах одновременно. Звучание мягкое за счет аккуратно фильтрованных атмосфер, которые музыкант создает под влиянием своего второго увлечения — эмбиента. И при этом сжатость, нечто сжатое в точку, как будто вдалеке, и рядом одновременно. Он замечательно жонглирует скупо разбросанной перкуссией, а аккуратные модуляции и изменения тона или громкости создают ощущение, будто эти статичные партии постоянно развиваются и стремятся вперед. Приятный обман слуха.

Nørbak — Nura
Label: fautsection
Released: 2018

Но самое главное — его фирменная атмосфера. Способность к психологизму и чисто полгруповской рефлексивности делает её уже саму по себе интересной, но Артур добавляет к этому свой особенный призвук чего-то органического и синтетического/металлического одновременно. Вместе это всё создаёт очень насыщенный и многослойный ландшафт, в котором интересно блуждать и воображать.

Эмбиентная углубленная атмосфера как основа настроения. Поверх неё плавающая поддерживающая мистическая атмосфера — как бы органическая и индустриальная одновременно, которую контролирует несложно автоматизированный фильтр — то приближает, то отдаляет. Влияние deep techno, глубокое, в первую очередь заметное по обрезанной низкочастотной бочке — без яркого щелчка, как внутриутробный толчок. Полиритмия, чаще всего в примитивных блипах с «привкусом космоса» — холодные, почти безжизненные, статичные. На этом Норбак основал своё звучание в первой волне.

Сейчас упор на минимализм, но не детройтский, более интеллектуальный, а скорее минимализм «телесный, функциональный». Почти все последние релизы — ориентированы на танцпол. При этом они всё так же интересны, хотя и менее наполнены.

Вот отличный пример, который показывает, как звучание Артура от эмбинетных и космических атмосфер и рефлексий эволюционировало в сторону танцпола.

Трек Delirium — своего рода пограничная зона. Это всё те же рефлексивные процессы, но уже на большей скорости, с уходом в танцевальный примитивизм, хотя приёмы всё те же. Трек очень хороший, не в последнюю очередь из-за того, что Артур смог умело совместить два мира — интеллектуальный и танцевальный.

1. NØRBAK — Delirium
Label: [R]3volution
Released: 2020

Трудно сказать, какие из первых его релизов впечатляют больше — в них во всех один и тот же дух и настроение, но при этом они не надоедают. По заветам лучших, в своём звучании Nørbak творческий минималист, даже часто примитивист. Каждый его релиз обыгрывает, как бы смакует одни и те же приёмы, и при этом постоянно находит новые и новые способы использовать и разнообразить эти приёмы. Это разнообразие примитивизма.

Кто-то может сказать, что еще рано, но нам кажется, что качество самих треков и стабильно качество релизов Норбака сопоставимы с качеством самых крупных техно-артистов.

На наш взгляд у Норбака до сих пор не было проходного или слабого релиза. Каждый силен по-своему, а главное — каждый всегда «его», уникально звучит и рассказывает свою историю.

Оцените релиз Faktor на Warm Up — на наш взгляд, один из самых удачных релизов Норбака первого этапа. Да и в целом довольно значимый EP ‘10-ых годов.

Faktor — один из лучших техно-релизов нового времени. Каждый трек — это невообразимый полёт сквозь время и пространство из одного края вселенной к другому.

Релиз то ускоряет, то замедляет свой свободный полёт. Зовёт в непредсказуемую космическую одиссею.

Релиз, который должен быть в коллекции. Когда мы услышали его впервые, слушали несколько дней подряд, а Gyer — весь первый день в течение, наверное, часов 10. Это как Терренс Диксон или 30drop, только нью-скул. Один из тех треков, которые просто текут в вечность и увлекают за собой, воздвигают стену между окружающим миром и миром, который музыкант создаёт из себя.

В техно много эскапизма, и этот релиз очень хорошо демонстрирует эту инобытийную силу техно.

Ещё релиз, с которым хотим познакомить — Eliim EP с отличного лейбла ATT Series.

Nørbak — Eliim
Label: ATT Series
Released: 2018

Этот EP нечто, что напоминает таинство. Молитва, мантра, буддийская декламация, — чистая религиозная экстатическая мистерия, с лёгким, влажным и возвышенным звучанием. Особенно первые два трека отдают каким-то ветхозаветным духом.

Релиз открывает магический по своему звучанию трек Eliim. Сухая шуршащая изредка пощёлкивающая атмосфера, которая медленно перемещается с заднего плана на передний, текучая, как пески арабских пустынь. Её обволакивает отдалённая глубокая «влажная» атмосфера на далёком заднем плане , в которой отдалённо мерещится вокальная напевность.

Одинокий звонкий, но тоже сухой и короткий отрывистый звон, который бряцает, как монеты в льняных мошнах погонщиков-торгашей в караванах. Несложный элемент, который задаёт гипнотический ритм.

Восточная ночь, средневековая, холодная и пустынная, в которой всё спит мёртвым сном, пока только скорпионы ползают вокруг по черепкам глиняных сосудов. Где-то вдали кто-то отстукивает ритм на традиционном арабском дарбуке, ритму вторит однонотный мотив. Изредка сквозь всё ту же напевную атмосферу пробивается острая шуршащая перкуссия, которая как часы отстукивает время до рассвета.

Замыкает EP прекрасный трек Zaro. Такой же, как и остальные — спокойный в своём ритме, но с другим настроением — это рассвет наступает медленно и величественно. Интересно, что основной блип в треке по ритмике напоминает блип из безумного трека Оскара Мулеро — Carousel. Правда у Мулеро он ярче, отдалённее, стремительнее и агрессивнее. Оба трека вышли в 2018 году, Карусель в январе, а Заро — в апреле. Возможно, это лишний раз подтверждает мысль о том, кем вдохновляется Арутр.

Oscar Mulero

Как написал один парень в комментариях на Ютубе под треком Мулеро Carousel:

Внимание: этот трек разрушает всё вокруг!

И это действительно так.

3. Oscar Mulero — Carousel
Label: PoleGroup
Released: 2018

Ну и напоследок еще один релиз. Довольно абстрактная работа Katu EP на лейбле британского ветерана Тони Скотта — Edit Select Records.

Cвоей абстрактной сюрреалистической атмосферой EP напоминает мощный релиз Патрика Карреры — Surreal Process для диджитал подразделения ПолГруп — Aine.

Такой же инерционный в своём движении, так же будто стремится к вечному возвращению, так же вызывает своеобразные образы, но более отчётливые, чем у Карреры.

Nørbak — Katu
Label: Edit Select
Released: 2019

Релиз вышел примерно в одно время с Factor EP и это очень заметно по звучанию. Первый же трек Katu очень схож с треком Factor. И в целом звучание очень похожее, но оно не кажется копиркой. Как раз наоборот: то, в чём Норбак так хорош — обыгрывание одних и тех же приёмов, но в разных формах. В целом релиз довольно эклектичный и беспокойный.

Первый трек — Katu — проводит по тем же закоулкам вселенной, что и почти все треки с вормаповского Factor EP.

Следующий — Rutra — слегка расслабляет и как бы отправляет в какое-то подземное царство. Туда, где тихие вековые подземные воды стоят без единой волны и малейшей ряби, над нами хемогенные сталактиты, а вокруг в воздухе туманная серая рябь. Это незнакомая земля, которая на берегу станет зловещей и устрашающей.

Третий трек — Luyr. Проплыв по безмятежным притаившимся водам, попадаем, наконец, на землю. Каждый шаг раздается звонким эхом в огромном пространстве этой тёмной пещеры. Повсюду мерещатся тени и фигуры, тикает ускоренный пульс, вторя стрелке часов. Путь вперед, к ориентиру — где-то вдали едва позвякивает колокольчик, как будто колышется на ветру.

В своей простой домашней студии

Венчает релиз и путь одинокого путешественника четвертый трек, которому Артур не дал названия — так и оставил Untitled. Это освобождение, путь пройден, страхи забыты, открылся свет и теперь темнота недружелюбной пещеры позади, а перед нами солнечный восход. Отличный умиротворяющий трек с едва уловимым напевом семплированного вокала или синтезаторной партии где-то в глубине трека, далеко и близко одновременно, почти неразличимый.

HAYES collective

В 2019 году Nørbak присоединяется к португальскому независимому коллективу и лейблу HAYES. Вместе они активно и уверенно продвигают новую волну современного техно-звучания из Португалии. Лейбл уже успел издать 34 релиза, и принять у себя больших артистов:

• Wrong Assessment
• TWR72
• 30drop
• Pfirter
• Evod
• Oisel
• и многих других начинающих и именитых

Это прекрасно, такие артисты продолжают традиции, но наполняют их духом современности и остаются бескомпромиссными двигателями сцены.

Сильные релизы за единство молодых сил

В 2019 году, как и еще 53 видных представителя техно-сцены, Nørbak участвовал в боевой компиляции La Furia del Pueblo — в поддержку протестующих в Чили.

La Furia del Pueblo — Utch v/a 006 video Teaser

Его своего рода манифестационный трек Experience Resistance звучит всё так же привычно качественно, и при этом от него сильно веет полгруповским психологизмом и гипнотизмом. Судя по быстрому росту и развитию, не так долго Артуру ждать, чтобы его имя появилось в каталоге PoleGroup уже как автора полноценного релиза. В 2018 он уже побывал «накоротке» в испанской семье: это был очень сильный трек Vobe для компиляции Unknown Landscapes Vol 6 вместе с другими выдающимися техно-артистами.

А совсем недавно Норбака приняли в Source Artists — букинговое агентство, которое представляет всех ключевых артистов PoleGroup и тех, которые не связаны с лейблом напрямую, но близки его эстетике.

Будущее для Норбака кажется ярким и многообещающим.

22. Nørbak — Experience Resistance
Label: UTCH
Released: 2020

В начале июня 2021 среди 99 других артистов Норбак участвовал в еще одной боевой компиляции — PX099: 100 Years Of Colombia. На этот раз в поддержку протестующих в Колумбии. Его быстрый и агрессивный трек настраивает на нужный лад и должно быть неплохо мотивирует действовать.

При этом стиль всё так же узнаваем — по курсирующей фильтрованной атмосфере, тарелкам и характерной синтезаторной партии, которая чем-то напоминает его трек Antime для релиза на лейбле Льюиса Фаутци в компании с Reeko, Tensal и самим Льюисом. Второй техно-манифест за права человека.

57. Nørbak — White Dress, Bloody Shoes
Label: Planet X
Released: 2021

С 2016 года стиль Норбака эволюционировал от мягкого эмбиент- и дип- звучания с множеством реверберации и абстрактного гипнотизма до нынешнего более агрессивного, ускоренного и ориентированного больше на танцпол и телесное. При этом он всё-таки не переходит границу и сочетает лучшее из обеих крайностей. Абстрактный гипнотизм на ускоренном танцполе.

Напоследок, как всегда: слушайте мощный сет Норбака для ежемесячного PoleGroup Radio.

PoleGroup Radio — Nørbak — 16.03

Всего за несколько лет Nørbak превратился из «многообещающего новичка» в опытного и крупного артиста, dj и продюсера с релизами на лучших лейблах техно-мира, подкастами и гостевыми сетами для PoleGroup, Soma Records, Voxnox, HEX, Vault Session, MindTrip, Subosc, Blocaus и ещё для множества других известных и уважаемых формация и коллективов.

Остаётся только надеяться, что Артур всё так же будет продолжать выпускать отличные релизы, записывать отличные сеты и продвигать свой стиль вместе с HAYES.


Добро пожаловать в пантеон techno.

Еще материалы