Кнопка поделиться
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
ruen
Переключатель цвета
ru / en
Переключатель цвета
Кнопка поделиться
Kuf

Kuf: Скандинавский минимализм

Kuf (наст. имя Marcus Pengermaa, рус. Маркус Пенгермо) — шведский самобытный продюсер и техно-dj со своим особым звучанием, которое объединяет шведское техно-новаторство последних лет и классический детройтский минимализм.

Все релизы Куфа интересные и оригинальные, и не в последнюю очередь благодаря его подходу к продакшну. Он использует стиль написания, который можно назвать «джемовый», и это придаёт трекам особенный колорит.

Лейблы: Arsenik Records, Warm Up, Float, Evod

С 2015 года вместе с музыкантом Dold создал и ведет сильный интересный лейбл Arsenik Records

Шведское техно — это не только Адам Байер и его «фестивальный Drumсode» с поющими мелодичными синтезаторными партиями. Шведское техно — это не только Аксель Боман или Гровскопа. Шведское техно — это даже не только холодный Энтони Линнелл, публичный Варг и их «Северная электроника». Даже не только SHXCXCHCXSH или SPFDJ.

Нас интересуют опыты минимализма. Именно минимализм, на наш взгляд, придает techno тот неописуемый и ни с одним стилем электронной музыки несравнимый налёт синтетичности. При этом есть в этой машино-музыке какая-то особая жизнь, незаметная на первый взгляд.

Скандинавы уже несколько лет делают свое оригинальное дело в мире нового techno — наполняют жанр кто чем может: кто трансом, кто поп-хитами, кто эмбиентом, а кто фолком или габбером.

Kuf заинтересовал нас своим звучанием ещё в 2016 году — релизом Plagiat и особенно треком Kommunikation. Но даже первый его релиз 2015 года imperfektionism — на уже кажется мёртвом шведском лейбле Under Molnet — сильно инетересный. Причем парень стартовал не с EP, а сразу с LP на 10 треков.

imperfektionism — это отличное неагрессивное и даже слегка весёлое sci-fi техно в стиле конца первой и начала второй волны «детройта». Вообще в стиле Куфа почти всегда есть какое-то веселье, или скоре дурачество, но об этом дальше. Уже в этом первом релизе слышно очень высокое качество продакшна и идей.

Kuf в спортивной кепке (слева) и Dold

Хотя сейчас Kuf, как и многие артисты пропал с радаров — из-за того, что известно, как эпидемия короновируса — на старте он успел отыграть даже в Suicide Circus и легендарном Tresor.

Kuf — Plagiat
Label: Arsenik Records
Released: 2016

Но наше знакомство с Куфом началось именно с трека Kommunikation с Plagiat EP. Кажется, этот трек можно слушать всю вечность. Редкий пример удачного лупа, который не надоедает. Работа, которая роднит Куфа с Терренсом Диксоном или 30drop.

Kommunikation — это ощущение, будто медленно и беспомощно плывёшь по какой-то бесконечной сетчатой трубе где-то в стороне бесропстранственного космоса. По пути мелькают воспоминания о чужих жизнях, целях и мечтах, но все они не для меня и не для тебя, а сами по себе. А ты всё плывёшь и плывёшь… Американские телевизионные sci-fi фильмы 50-60-ых годов.

Весь EP отличный, обязательно прослушайте, но трек Коммюникейшн нас покорил особенно. Где-то вдалеке из тени прошлого детройта на микродвижения и мукропульсации в этом вязком треке одобрительно прищуривается мистер Jeff Mills — прямо из своего великого Gamma Player. Или даже Planetary Assault Systems и его безумие из The Eyes Themselves или Strange Attractor — классика.

Похожее настроение и в треке Куфа Piano. Такое же бредовое путешествие, только здесь перцу добавляют истории героев трека о мистических необъяснимых ситуациях, которые приключились с ними. Есть в нём что-то общее с коллаб-альбомом 2011 года от Джеффа Миллза и DJ Surgeles.

Kuf (снова слева и снова в спортивной кепке) и Dold

Как всегда бывает у самобытных артистов — им непросто находить площадки для своих оригинальных работ. Сначала у Куфа были два хороших релиза на Under Molnet. В итоге после них Kuf со своим techno и с напарником Dold создают свой лейбл — Arsenik Records. В описании на их Бэндкампе всё предельно ясно — «Минималистичное техно, Швеция».

Звучание лейбла — страшный сон академиста-сноба с нотным станом под мышкой. Однообразные, расстроенные, атональные зацикленные партии плавят мозг минута за минутой, а прямая бочка монотонно отстукивает мощный или сдержанный ритм — что называется «то в лоб, то по лбу».

Множество оригинальных идей. Учитывая, что многие, если не все их треки — джемы с минимальной редактурой, можно вообразить, как парни веселятся и дурачатся в студии во время записей.

Но Arsenik Records — это не просто забавы. Каталог лейбла по-настоящему качественный, туда заглянули и крупные артисты мировой сцены.

А те немногие релизы лейбла Under Molnet на самом деле стоит послушать — есть немало минималистичных интересных работ. Добавьте в закладки, это стоит того.

Музыка Куфа на первый взгляд примитивная, всего-навсего плоская и бестолковая повторяемость, но это только на первый взгляд. Стиль музыканта отличает кое-что уникальное, и это говорит о том, что он точно понимает, что делает. Точнее, подсознательно чувствует, т.к. во время джема особенно не думаешь, а полагаешься на чувсто, чутье и мышечную память.

Прежде всего микродвижения, микрожизнь, контрасты, ну и минимализм олдскульного духа, о котором мы уже упоминали — это основные особенности стиля Куфа. Еще можно уловить немного даб-техно, Basic Channel и Chain Reaction, которые артист любит.

Агрессивность, но не на вечных скоростях, как у «ротердамского стиля» techno.
Минимализм второй волны Детройта, но без излишней полированности.
Сырость, но выверенная и отмеренная в идеальных пропорциях.
Безумие, но без пустого эпатажа.
Стиль.

Чёрт, со своим Minus Худ (Robert Hood) сделал просто нереальное 23 ГОДА НАЗАД.
В то время мне было всего около трех лет.
Благослови боже Худа, мастера-минималиста. Минимализм навсегда.

Такое «признание в любви» Роберту Худу — одному из столпов.

Есть и ещё нечто, что делает Куфа оригинальным продюсером, который сразу же заставляет уши навостриться и прислушаться внимательнее к его трекам.

Был у меня в детстве приятель. Когда он хотел сказать, что что-то очень крутое или очень зацепило его, он использовал слово «психанутый».

Большинство треков Куфа можно назвать как раз-таки психанутыми, но не как какая-то эпатажная дичь. Как у любого настоящего (условно-)экспериментального музыканта, который делает ради музыки, безумие треков Куфа не в дешёвой пестроте, не в трендовом эпатаже, а в подтексте, в подспудном, в характере, настроении и деталях.

Есть что-то от Станислава Толкачёва в этой минималистичной психованности. Рваные синтезаторные партии и примитивистские секвеции, которые Станислав извлекает из своих модуляров — этим звучание Куфа иногда напоминает характерное звучание Станислава. Только судя по последним работам, Толкачёв погрузился в темную рефлексивность techno и часто уходит от базовой техно-ритмики 4/4, иногда в какую-то даже утомительную статичность.

Terrence Dixon

Вероятно, не случайно в своём первом релизе imperfektionism первый же трек Куф назвал Dixon. Не Терренса Диксона ли он подразумевал? Особенно, учитывая, что он подписан на него на Саундклауде и в своём Фейсбуке не без восхищения писал: «очень много хороших треков от Терренса Диксона».

imperfektionism напоминает треки самого Диксона — великого техно-минималиста из Детройта. У него тоже встречаются психанутые работы, но Terrence Dixon, как и многие техно-детройтцы — в космосе, а Куф иногда болтается в необычных потусторонних мирах.

Вполне вероятно, название Dixon — реверанс в сторону возможного учителя или вдохновителя Терренса Диксона.

С «модулярами» всё сложно. Непонятность — частая проблема тех, кто увлекается модульными синтезаторами с их беспредельными возможностями. Модуляры дают такие возможности, что трудно остановиться.

Эксперименты и звуковые открытия иногда затмевают всё остальное. Но именно так оригинальные артисты вроде Толкачёва создают свои узнаваемые работы — в отказе от традиционного, методом проб и без боязни ошибаться.

Kuf — Entitled 2 Nothing
Label: Warm Up
Released: 2018

Куф тоже вкладывает достаточно «модульной психанутости» в свои работы. Хороший пример — релиз на Warm Up Оскара Мулеро. Тут психанутость на любой вкуc.

Куф хорош как раз тем, что успевает обуздать творческий безудерж, и все же сохраняет пристрастие к корню techno — к отчётливо пульсирующему, можно сказать понятному, ритму. А ведь ритм и атмосфера — это суть классического techno.

Куф работает на довольно тривиальном (но не дешёвом) оборудовании:

• классическая для техно драм-машина TR-909
• раньше был синтезатор Dave Smith Evolver, теперь Elektron Octatrack
• пара педалей эффектов
• микшер на 16 или 24 канала

Вот и весь небольшой сетап. Очередное подтверждение: больше — не значит лучше. Всё дело не в том, сколько «железок» в студии, а в том, как обращаться со звуком.

Такой сетап ещё раз роднит современного шведа с олдскульными детройтскими пионерами второй волны techno — те тоже выжимали максимум из минимума. А ведь этот принцип — бо́льшая часть эстетики и философии того, что мы до сих пор называем «андеграунд-техно».

В этом есть и память о других предках techno: панк-рок и пост-панк, их DIY-эстетика и творческий анархизм. Вспомним, к примеру, el Señor — Оскара Мулеро, который на заре своей музыкальной жизни играл басистом в треш-метал группе и до сих пор любит EBM и дарк-вейв. Или бирмингемца Regis, который тоже начинал с «гитарной» музыки. Это неудивительно, т.к. Англия того времени как раз начинала от рока и блюз-рока Лед Зеппелин, Роллинг Стоунс и т.п. гигантов коситься в сторону панка, а затем пост-панк экспериментов.

Таких примеров множество, многие крупные электронные артисты пришли из пост-панк и вейв эры, т.к. это было время опытов с первыми более-менее доступными синтезаторами, драм-машинами, новыми опытами в продакшне, сведении и мастеринге. Да и вообще было весёлое время экспериментов — диких и не очень.

Techno — это вещь в себе, с небольшим набором простых правил, которые, на самом деле, можно нарушать. Жанр постоянно впускает в себя новое, но всё равно остаётся собой, воспроизводит сам себя и в конце цикла возвращается к своим примитивистским истокам.

Machine Head и басист Оскар Мулеро (первый слева)
Карл О’Коннор aka Regis (третий справа) в экспериментальной синт-поп/панк группе Family Sex, 1984-1986гг

Звучание Куфа этой своей психанутостью порой напоминает звучание ещё одного мощного артиста, за которым мы тоже уже давно и пристально наблюдаем. И хотя сейчас у него тоже некоторое затишье, но те работы, которые он издал точно стоят внимания. О нём читайте тут — это модулярный фанат Patrik Carrera

Нечто особенное. Свои треки Kuf записывает «джемовым» принципом. Он играет — джемит — и одной сессией, на лету, записывает весь трек. Записанный джем дорабатывает в программе редко, и как сам говорит, правки вносит минимальные, чтобы сохранить сырость и оригинальность импровизации.

Вероятно, именно благодаря этому его звучание приобретает характерную рваность, сырость, налет грубой, но приятной недоработанности. Иногда он специально оставляет ошибки — это придаёт трекам ещё большей аутентичности и какой-то человеческой близости.

В наше время качество продакшна и планка требований индустрии к качеству материала по сравнению с зарёй электронной музыки — это просто земля и небо. Соответственно, и публика привыкает к тому, что всё звучит отполированно и «гладко», даже на записях с низким битрейтом.

В такой ситуации подход Куфа — довольно смелое решение.

Спортивный Kuf на обложке своего винлового резиза Akupunktur

Скорее всего, каждый артист волнуется в момент создания своей работы. Особенно, когда нет права на ошибку — тем более, когда намеренно сам отнимаешь у себя это право, чтобы тянуться к самым высоким планкам.

В живой сессии нужно успеть поймать мощный луп таким образом, чтобы он звучал увлекательно, не скучно, но и не развивался в полноценную мелодию, потому что techno — это все же ритм и атмосфера прежде всего. При этом луп нужно развивать и наполнять поддерживающими элементами, разнообразить, придавать движение, чтобы создать тот самый пульс жизни, который делает простой зацикленный отрезок полноценным музыкальным произведением.

Вот отличный пример таких опытов Куфа. Послушайте его зарисовки, которые он собирал два года — evolver 2015​-​2017. В описании он поясняет, что все треки записал с помощью всё того же Dave Smith Evolver и пары ээфектов.

Tracks were made using only Dave Smith Evolver and some FX

Отлично.

Красота минимализма.

Скрытный Куф в каком-то парке

Думаем, именно подход сознательного ограничения и делает треки Куфа такими необъяснимо притягательным, безумными и оригинальными в самом лучшем смысле.

Мы привыкли, что минимализм должен быть идеально проработанным. Чем меньше звуков, тем больше тишины между звуками, а значит и ошибки скрыть сложнее и увлечь слушателя сложнее. Но Куф не боится ошибок, поэтому мастерски скрещивает детройтский минимализм и непосредственность живых джемов, которая и придает звучанию грубоватость и жизнь.

Интуитивный вкус и мера благодаря наслушанности классикой помогают артисту идти вперёд и вглубь, когда нужно — и вовремя остановиться, когда творческое увлечение джемом пора обуздать расчетом артиста.

Arsenik Records

В 2015 году Куф вместе с Дольдом создали отличный лейбл, на котором издают в основном свои работы, эксперименты и джемы. Лейбл прекрасно демонстрирует стиль обоих артистов, их подход к продакшну и направленность. Очень интересный лейбл, обязательно стоит прослушать каталог.

Кстати, здесь побывали и крупные артисты:

• Sleeparchive
• Savas Pascalidis
• Oisel
• D.Dan
• Albert Van Abbe
• Pfirter
• Dustin Zuhn

Напоследок, как всегда: смотрите запись лайв-сета Куфа и Dold. Хороший минималистичный сет-джем.

Kuf & Dold @ Rottweiler, Gothenburg 24/02/2018

Простой подход, простая система, простые способы, а результат впечатляющий и неподражаемый. Бездонная глубина, чтобы нырнуть в подсознание и отыскать там вкус и стиль, которые помогут создать «тот самый» зацикленный отрезок из 3-5 нот и длиной в 3 секунды.

Релизы отменного качества на собственном с Dold лейбле Arsenik Records, успешные и сильные релизы на Evod, offworldcolonies ltd., на Warm Up и Float. Куф хорошо начал свой путь, но сейчас о нём мало что слышно — карантин, усталость или что-то ещё…

Его треки играют известные диджеи, на больших фестивалях и в клубах на 500 человек, а сам Kuf остаётся в тени, где-то на периферии шведского холодного мира и у горизонта мира европейского.

Ждем вестей, надеемся, что Kuf ещё даст о себе знать как техно продюсер и dj. А пока у нас есть его отличные релизы, которые со временем скорее всего станут классикой минимализма.

Добро пожаловать в пантеон techno.

Еще материалы